Состоялось онлайн-совещание по организации и деятельности общественных советов (палат) муниципалитетов
Вчера, 14 июля, в Общественной палате Калининградской области состоялось онлайн-совещание на тему: «Об общих принципах организации и деятельности общественных советов (палат) муниципальных образований Калининградской области».
В мероприятии приняли участие и. о. председателя Общественной палаты Калининградской области Игорь Селиванов, руководитель аппарата Палаты Сергей Гарбаренко, члены Палаты региона, зампредседателя Эспертного совета Палаты Борис Трегубов, эксперт Сергей Гриненко, руководитель РЦОК «ЖилСоюз» Валентина Зосименко.
Игорь Селиванов, открывая совещание, напомнил, что в муниципальных образованиях Калининградской области действуют общественные советы двух видов – общественные советы муниципальных образований и общественные советы при главах муниципальных образований: «В соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления, например, у главы муниципального образование есть право создать такой совет. И те общественные советы, которые имеют в своем названии предлог при имеют право на существование. Несмотря на то, что в № 212-ФЗ совершенно не урегулированы статус и порядок формирования общественных палат (советов) в муниципальных образованиях, я глубоко убежден, что эти советы не могут, а должны быть в каждом муниципальном образовании. Отсутствие правового регулирования как федерального, так и регионального приводит к не очень хорошим последствиям. Поэтому для разграничения принадлежности этих общественных институтов – институт муниципального образования или институт при органе местного самоуправления – целесообразно использовать наименования «общественный совет», если мы говорим об общественном институте при органе местного самоуправления, и «общественная палата», если мы говорим об общественном институте в муниципальном образовании».
Борис Трегубов рассказал о том, что существует четыре подхода к порядку формирования муниципальных общественных палат (независимых от органов муниципальной власти институтов гражданского общества) и предложил определить ту модель общественной палаты, которая является наиболее предпочтительной с точки зрения соответствия закону:
Первый подход предполагает разделение состава палаты на три равные части. Первая утверждается законодательным органом власти субъекта РФ, вторая – представительным органом местного самоуправления, третья – общественной палатой субъекта РФ из числа самовыдвиженцев на конкурсной основе посредством открытого голосования членов общественной палаты субъекта РФ.
Второй подход заключается в формировании избирательной комиссии, состав которой утверждается сходом граждан муниципального образования. Комиссия утверждает критерии, по которым из числа гражданских активистов муниципального образования на конкурсной основе избирается 1/3 членов муниципальной общественной палаты. Остальной состав палаты определяется решением законодательного органа госвласти субъекта РФ и представительного органа местного самоуправления.
В третьем случае для формирования муниципальной общественной палаты решением общественной палаты субъекта РФ создается избирательная комиссия. ОП региона утверждает критерии, по которым из числа гражданских активистов муниципального образования на конкурсной основе открытым голосованием членов комиссии избираются все члены муниципальной общественной палаты.
Четвертый вариант предполагает создание избирательной комиссии, которая организует прямое голосование граждан по выборам членов муниципальной общественной палаты. Комиссия должна быть сформирована решением общественной палаты субъекта РФ или представительного органа местного самоуправления.
Борис Трегубов подчеркнул, что третий и четвертый вариант представляют некий интерес и предложил остановится на четвертом варианте. Он также считает, что необходимо выработать такой подход к формированию и деятельности муниципальных общественных палат, который мог бы обеспечить должный уровень взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления и гражданским обществом.
Участники онлайн-совещания приняли активное участие в обсуждении данной проблемы и сошлись на том, что работа по разработке правового регулирования формирования и деятельности общественных палат (советов) в муниципальных образованиях действительно важна и должна быть продолжена.
В заключение Игорь Селиванов предложил провести мероприятие в Общественной палате Калининградской области, как только позволит эпидемическая обстановка в регионе, и пригласить для обсуждения представителей общественных советов муниципалитетов, юристов, общественников для того, чтобы понять, как люди на местах видят формирование этих общественных институтов гражданского общества.